.

Скачать и пройти тест на эмоциональный интеллект:

Эмоциональный интеллект

Успех человека не всегда зависит от его IQ, то есть интеллекта, уровня знаний. Часто умные и яркие люди не могут добиться успеха, страдают без работы. В то время как те, у кого интеллект явно ниже, добиваются успехов и процветают без особых усилий. Ответ на вопрос почему так происходит часто связан с концепцией «эмоционального интеллекта».

Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Чарльз Дарвин:«Выражение эмоций у людей и животных» он писал о роли внешних проявлений эмоций для выживания и адаптации. В 1980-е был расцвет теории эмоционального интеллекта, введен коэффициэнт EQ - Emotional Quotient (по аналогии с Intelligence Quotient, IQ).

В 1995 году научный журналист Дэниэл Гоулман опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence, в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта. Книга приобрела огромную известность, ее совокупный тираж более 5 миллионов экземпляров.

Гоулман: «Возможно, с помощью IQ я и получу работу, но только EQ сделает мне карьеру».

Эмоции могут или помогать нам, или мешать в жизни и в достижении целей. И мы не узнаем, они наши помощники или противники до тех пор, пока не поймем их суть.

В чем существенная разница между IQ и EQ? Между ними нет вообще никакой взаимосвязи!

IQ – это когнитивный интеллект, связанный с познанием и усвоением знаний и информации. По сути IQ зафиксирован в момент рождения. Человек не становится более толковым, получая новую информацию или поглощая новые факты. Интеллект – это способность к обучению, к восприятию информации, и эта способность остается неизменной, если вам 15 лет или 50 лет.

EQ – это гибкий навык, которому можно научиться. Некоторые люди с детства обладают высоким уровнем EQ благодаря воспитанию или обстоятельствам жизни, некоторые вообще как говорится «не пробиваемые», и у них очень слабо развит этот показатель. Уровень EQ всегда можно повысить.

Какое влияние эмоциональный интеллект оказывает на степень профессиональной успешности человека? EQ лежит в основе таких процессов как управление временем, принятие решений, управление отношениями и тд. Он влияет почти на все, что мы делаем каждый день. От уровня EQ зависит около 60% результата любой выполняемой работы. Именно он определяет результативность и является основным элементом лидерства и личного совершенствования.

В наши дни, чтобы быть успешным и состоявшимся человеком необходимо научиться максимально полно использовать навыки, связанные с EQ. Потому что наиболее значимых результатов достигают лишь те, кому удается успешно объединить рациональное мышление и эмоциональные реакции. И все это реально наработать практически.

Уоррен Баффет: «Однажды ты понимаешь, что успех в инвестировании не коррелируется с уровнем IQ, который составляет 25. Если у вас среднестатистический интеллект, то все что вам нужно, это научиться контролировать эмоции, которые могут привести к ошибочным инвестициям».

Четыре основные навыка эмоционального интеллекта

Четыре навыка EQ можно разбить на две категории: внутриличностная компетентность и межличностная (или социальная) компетентность.

Внутриличностная компетентность: способность сохранять восприимчивость своих эмоций и управлять своим поведением. Это навыки самовосприятия и управления собой.

Межличностная компетентность: социальная восприимчивость (чуткость, эмпатия) и управление отношениями. Это способность понимать и улавливать настроение, поведение и мотивы других людей, с целью улучшить качество отношений.

Итак, четыре навыка:

Внутриличностная компетентность: самовосприятие + управление собой

Самовосприятие: способность точно улавливать собственные эмоции в каждый момент времени и осозначать, что на них влияет, какие тенденции.

Самовосприятие – это основополагающий навык: если его уровень высокий, то тогда гораздо проще использовать все остальные навыки эмоционального интеллекта.

Самосознание по Дениэлу Гоулману:

  • Эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и осознание воздействия на нас; использование интуиции при принятии решений.
  • Точная самооценка: понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей.
  • Уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одарённости.

Управление собой: этот навык проявляется тогда, когда человек действует или воздерживается от действий. Это способность использовать знание своих эмоций чтобы эффективно управлять своим поведением.

Самоконтроль по Дениэлу Гоулману:

  • Обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы.
  • Открытость: проявление честности и прямоты; надёжность.
  • Адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации и преодоление препятствий.
  • Воля к победе: настойчивое стремление улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества.
  • Инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности.
  • Оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи.
  • Социальные навыки: эти способности определяют, как мы управляем нашими отношениями с людьми.

Межличностная компетентность: социальная восприимчивость и управление отношениями.

Социальная восприимчивость: способность точно улавливать эмоции других людей и понимать, что на самом деле с ними сейчас происходит. Способность воспринимать чувства и мысли других людей, даже если вы сейчас испытываете другие чувства.

Социальная восприимчивость по Дениэлу Гоулману:

  • Сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам.
  • Деловая осведомлённость: понимание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне.
  • Предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчинённых, клиентов или покупателей.

Управление отношениями: включает в себя три предыдущих навыка. Это способность воспринимать эмоции (как свои, так и эмоции других людей) для выстраивания эффективного взаимодействия. Чем слабее связь с человеком, тем сложнее донести до него свою мысль.

Управление отношениями по Дениэлу Гоулману:

  • Воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего.
  • Влияние: владение рядом тактик убеждения.
  • Помощь в самосовершенствовании: поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставлений.
  • Содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести работников в новом направлении.
  • Урегулирование конфликтов: разрешение разногласий.
  • Укрепление личных взаимоотношений: культивация и поддержание социальных связей.
  • Командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1.Пройти тест на определение уровня EQ.

2.Записать баллы
3.Выбрать навык EQ, над которым нужно поработать (человеческое сознание способно концентрироваться лишь на одном навыке EQ в единицу времени).
4.Выбрать три стратегии для улучшения этого навыка.
5.Найти себе EQ-наставника.
6.Ожидать успеха, но не совершенства. Практиковаться. Быть терпеливым.
7.Измерить степень своего продвижения, пройдя тест еще раз.
8.Выбрать следующий навык.

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ EQ

Внутренний EQ: Самовосприятие+ Усправление собой

  • 1.УТРЕННИЕ СТРАНИЦЫ.

Джулия Кэмерон в своей книге «Путь художника» предлагает делать упражнение, которое она называет «утренними страницами». Суть заключается в том, чтобы, просыпаясь, каждое утро заполнять три страницы дневника. Особенно важно делать это еще до того, как ваш мозг полностью проснется, начнет руководить процессом и выносить суждения о написанном. Таким образом вы получаете гораздо больший доступ к своему бессознательному. Ведение дневника помогает нам получать озарения, видеть людей и ситуации в новом свете. Именно такой рост и изменения являются сутью развития. Ведение дневника не только повышает эмоциональный интеллект, но и помогает отмечать собственный рост.

  • 2.ОСОЗНАНИЕ ЭМОЦИЙ.

Необходимо поставить несколько напоминаний в день (3-4-5 и больше) и спрашивать себя: «Что я сейчас чувствую?». При этом необходимо начать с самых простых для распознавания базовых состояний: радости, печали, гнева или страха. Записывать по желанию.

- Научиться определять источник эмоции и степень ее интенсивности. Для этого можно вести таблицу со следующими данными: день, время, эмоция, ее интенсивность, ее причина.

  • 3.ДНЕВНИК ЧУВСТВ

Более трудозатратно, но более действенно ежедневное ведение EQ-дневника.

  1. Дата
  2. Событие
  3. Что я чувствую (назвать чувство)
  4. Физическое проявление (как реакция тела)

Поведенческие реакции. Чувство стыда и незащищенности заставляет прекращать разговор. Чувство гнева заставляет повышать голос и раздраженно уходить прочь. Чувство переутомления заставляет паниковать и терять контроль над вашими действиями или плакать.

Физические проявления. Находясь под воздействием стресса, мы ощущаем тяжесть в желудке и сдавленность в груди, а наше дыхание учащается. Когда нам грустно, возникает тяжесть в веках. Веселье и радость ощущаются как легкость в животе, учащенное сердцебиение и энергичность.

  • 4.«ПОЧЕМУ Я…?»

Это упражнение попроще «дневника чувств», но похоже на него. Необходимо сформировать привычку осознавать собственные эмоции в определенные моменты в течение дня. Какие эмоции вы испытываете, когда просыпаетесь по утрам? Какие чувства охватывают вас перед сном? В течение дня как можно чаще задавать себе вопрос «почему я… (гневаюсь, радуюсь, плачу, в восторге и тд)?».

ВАЖНО: не осуждать свои эмоции! Иначе мы их подавляем и не имеем возможности «вытащить», чтобы разобраться. И также мы теряем способность полноценно чувствовать, что влечет за собой сложность в проживании также и положительных эмоций. Каждая эмоция это часть полезной информации, связанной со всем происходящим в жизни человека. Без этой информации невозможно адекватно реагировать на происходящие в жизни события. Именно способность испытывать эмоции формирует наш интеллект. Чем лучше мы их понимаем, тем проще нам ими управлять.

Внешний EQ.Эмпатия, Социальная восприимчивость, Управление отношениями

  • 1.МНЕ КАЖЕТСЯ, ….

Задавать вопросы людям, с которыми приходится взаимодействовать. Формулировка (вопросительная!) «Мне кажется, ты… (гневаешься, расстроен, доволен, радостный и тд), это так?» - очень безопасная. Мы не делаем выводы, а лишь предполагаем. Мы проявляем заинтересованность в другом человеке, в его чувствах, мы учимся распознавать чувства и эмоции, имея возможность сразу получить обратную связь. Главное не спорить, если собеседник не соглашается с вами и не называет эмоцию, которую, как вам кажется, вы видите.

  • 2.ФИЛЬМЫ БЕЗ ЗВУКА

Для того чтобы научиться улавливать эмоциональный настрой других людей без лишних расспросов, иногда смотрите неизвестные вам фильмы с хорошей игрой актеров. Выключайте звук и наблюдайте, какие эмоции испытывают герои. Предположите их причины. Промотайте видео назад и включите звук. Правильно ли вы поняли?

  • 3.РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ

Эмпатия - это понимание чувств и переживаний другого человека и способность разделять его эмоции. Чтобы научиться эмпатии, поставьте себя на место другого. Спросите себя “как бы я чувствовал себя в его ситуации?”. Представьте, каково этому человеку в данной ситуации и как вы можете помочь ему справиться с трудностями в рамках заботы и поддержки. Спросите себя: «Как бы я отреагировал в подобной ситуации?»

  • 4.ЧТЕНИЕ ЖЕСТОВ

На эту тему есть множество книг. Алан Пиз “Язык телодвижений”, Марк Гоулстон “Я слышу вас насквозь”, Сьюзан Вайншенк “Искусство влияния”, и даже сериалов (“Обмани меня”, и др)

Научитесь распознавать настоящие чувства других людей, наблюдая за их выражением лица или жестами. Зачастую люди говорят одно, а их лица говорят совсем о другом. Старайтесь быть более наблюдательным и обращать внимание на менее очевидные способы выражения эмоций других людей. Завести небольшой блокнот-шпаргалку, носить с собой, и время от времени проверять свои наблюдения.

  • 5.ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Попросить близких друзей или одного «гуру EQ» об обратной связи. Задать вопрос: как люди чувствуют себя в моем присутствии? Нервничают, смеются, злятся, напрягаются. Что самые близкие думают о вашем эмоциональном воздействии. Человеку самому часто сложно осознать собственное воздействие, а близкие люди с радостью помогут в этом.

  • 6.БЫТЬ ИСКРЕННИМ И ОТКРЫТЫМ

Искренность и открытость идут рука об руку, если дело касается эмоционального интеллекта. Недостаток открытости - это признак слабого эмоционального интеллекта. Когда ваш разум открыт для понимания сути конфликта и внутреннего самоанализа, вам будет легче справиться с возникшей ситуацией, особенно если вы спокойны, и уверены в своих силах. Вы поймете, что стали более открытым для окружающих, и у вас появятся новые возможности. Люди не будут бояться говорить с вамим честно, опасаясь бурных реакций.