Успех человека не всегда зависит от его IQ, то есть интеллекта, уровня знаний. Часто умные и яркие люди не могут добиться успеха, страдают без работы. В то время как те, у кого интеллект явно ниже, добиваются успехов и процветают без особых усилий. Ответ на вопрос почему так происходит часто связан с концепцией «эмоционального интеллекта».
Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Чарльз Дарвин:«Выражение эмоций у людей и животных» он писал о роли внешних проявлений эмоций для выживания и адаптации. В 1980-е был расцвет теории эмоционального интеллекта, введен коэффициэнт EQ - Emotional Quotient (по аналогии с Intelligence Quotient, IQ).
В 1995 году научный журналист Дэниэл Гоулман опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence, в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта. Книга приобрела огромную известность, ее совокупный тираж более 5 миллионов экземпляров.
Гоулман: «Возможно, с помощью IQ я и получу работу, но только EQ сделает мне карьеру».
Эмоции могут или помогать нам, или мешать в жизни и в достижении целей. И мы не узнаем, они наши помощники или противники до тех пор, пока не поймем их суть.
В чем существенная разница между IQ и EQ? Между ними нет вообще никакой взаимосвязи!
IQ – это когнитивный интеллект, связанный с познанием и усвоением знаний и информации. По сути IQ зафиксирован в момент рождения. Человек не становится более толковым, получая новую информацию или поглощая новые факты. Интеллект – это способность к обучению, к восприятию информации, и эта способность остается неизменной, если вам 15 лет или 50 лет.
EQ – это гибкий навык, которому можно научиться. Некоторые люди с детства обладают высоким уровнем EQ благодаря воспитанию или обстоятельствам жизни, некоторые вообще как говорится «не пробиваемые», и у них очень слабо развит этот показатель. Уровень EQ всегда можно повысить.
Какое влияние эмоциональный интеллект оказывает на степень профессиональной успешности человека? EQ лежит в основе таких процессов как управление временем, принятие решений, управление отношениями и тд. Он влияет почти на все, что мы делаем каждый день. От уровня EQ зависит около 60% результата любой выполняемой работы. Именно он определяет результативность и является основным элементом лидерства и личного совершенствования.
В наши дни, чтобы быть успешным и состоявшимся человеком необходимо научиться максимально полно использовать навыки, связанные с EQ. Потому что наиболее значимых результатов достигают лишь те, кому удается успешно объединить рациональное мышление и эмоциональные реакции. И все это реально наработать практически.
Уоррен Баффет: «Однажды ты понимаешь, что успех в инвестировании не коррелируется с уровнем IQ, который составляет 25. Если у вас среднестатистический интеллект, то все что вам нужно, это научиться контролировать эмоции, которые могут привести к ошибочным инвестициям».
Четыре навыка EQ можно разбить на две категории: внутриличностная компетентность и межличностная (или социальная) компетентность.
Внутриличностная компетентность: способность сохранять восприимчивость своих эмоций и управлять своим поведением. Это навыки самовосприятия и управления собой.
Межличностная компетентность: социальная восприимчивость (чуткость, эмпатия) и управление отношениями. Это способность понимать и улавливать настроение, поведение и мотивы других людей, с целью улучшить качество отношений.
Итак, четыре навыка:
Внутриличностная компетентность: самовосприятие + управление собой
Самовосприятие: способность точно улавливать собственные эмоции в каждый момент времени и осозначать, что на них влияет, какие тенденции.
Самовосприятие – это основополагающий навык: если его уровень высокий, то тогда гораздо проще использовать все остальные навыки эмоционального интеллекта.
Самосознание по Дениэлу Гоулману:
Управление собой: этот навык проявляется тогда, когда человек действует или воздерживается от действий. Это способность использовать знание своих эмоций чтобы эффективно управлять своим поведением.
Самоконтроль по Дениэлу Гоулману:
Межличностная компетентность: социальная восприимчивость и управление отношениями.
Социальная восприимчивость: способность точно улавливать эмоции других людей и понимать, что на самом деле с ними сейчас происходит. Способность воспринимать чувства и мысли других людей, даже если вы сейчас испытываете другие чувства.
Социальная восприимчивость по Дениэлу Гоулману:
Управление отношениями: включает в себя три предыдущих навыка. Это способность воспринимать эмоции (как свои, так и эмоции других людей) для выстраивания эффективного взаимодействия. Чем слабее связь с человеком, тем сложнее донести до него свою мысль.
Управление отношениями по Дениэлу Гоулману:
1.Пройти тест на определение уровня EQ.
2.Записать баллыДжулия Кэмерон в своей книге «Путь художника» предлагает делать упражнение, которое она называет «утренними страницами». Суть заключается в том, чтобы, просыпаясь, каждое утро заполнять три страницы дневника. Особенно важно делать это еще до того, как ваш мозг полностью проснется, начнет руководить процессом и выносить суждения о написанном. Таким образом вы получаете гораздо больший доступ к своему бессознательному. Ведение дневника помогает нам получать озарения, видеть людей и ситуации в новом свете. Именно такой рост и изменения являются сутью развития. Ведение дневника не только повышает эмоциональный интеллект, но и помогает отмечать собственный рост.
Необходимо поставить несколько напоминаний в день (3-4-5 и больше) и спрашивать себя: «Что я сейчас чувствую?». При этом необходимо начать с самых простых для распознавания базовых состояний: радости, печали, гнева или страха. Записывать по желанию.
- Научиться определять источник эмоции и степень ее интенсивности. Для этого можно вести таблицу со следующими данными: день, время, эмоция, ее интенсивность, ее причина.
Более трудозатратно, но более действенно ежедневное ведение EQ-дневника.
Поведенческие реакции. Чувство стыда и незащищенности заставляет прекращать разговор. Чувство гнева заставляет повышать голос и раздраженно уходить прочь. Чувство переутомления заставляет паниковать и терять контроль над вашими действиями или плакать.
Физические проявления. Находясь под воздействием стресса, мы ощущаем тяжесть в желудке и сдавленность в груди, а наше дыхание учащается. Когда нам грустно, возникает тяжесть в веках. Веселье и радость ощущаются как легкость в животе, учащенное сердцебиение и энергичность.
Это упражнение попроще «дневника чувств», но похоже на него. Необходимо сформировать привычку осознавать собственные эмоции в определенные моменты в течение дня. Какие эмоции вы испытываете, когда просыпаетесь по утрам? Какие чувства охватывают вас перед сном? В течение дня как можно чаще задавать себе вопрос «почему я… (гневаюсь, радуюсь, плачу, в восторге и тд)?».
ВАЖНО: не осуждать свои эмоции! Иначе мы их подавляем и не имеем возможности «вытащить», чтобы разобраться. И также мы теряем способность полноценно чувствовать, что влечет за собой сложность в проживании также и положительных эмоций. Каждая эмоция это часть полезной информации, связанной со всем происходящим в жизни человека. Без этой информации невозможно адекватно реагировать на происходящие в жизни события. Именно способность испытывать эмоции формирует наш интеллект. Чем лучше мы их понимаем, тем проще нам ими управлять.
Задавать вопросы людям, с которыми приходится взаимодействовать. Формулировка (вопросительная!) «Мне кажется, ты… (гневаешься, расстроен, доволен, радостный и тд), это так?» - очень безопасная. Мы не делаем выводы, а лишь предполагаем. Мы проявляем заинтересованность в другом человеке, в его чувствах, мы учимся распознавать чувства и эмоции, имея возможность сразу получить обратную связь. Главное не спорить, если собеседник не соглашается с вами и не называет эмоцию, которую, как вам кажется, вы видите.
Для того чтобы научиться улавливать эмоциональный настрой других людей без лишних расспросов, иногда смотрите неизвестные вам фильмы с хорошей игрой актеров. Выключайте звук и наблюдайте, какие эмоции испытывают герои. Предположите их причины. Промотайте видео назад и включите звук. Правильно ли вы поняли?
Эмпатия - это понимание чувств и переживаний другого человека и способность разделять его эмоции. Чтобы научиться эмпатии, поставьте себя на место другого. Спросите себя “как бы я чувствовал себя в его ситуации?”. Представьте, каково этому человеку в данной ситуации и как вы можете помочь ему справиться с трудностями в рамках заботы и поддержки. Спросите себя: «Как бы я отреагировал в подобной ситуации?»
На эту тему есть множество книг. Алан Пиз “Язык телодвижений”, Марк Гоулстон “Я слышу вас насквозь”, Сьюзан Вайншенк “Искусство влияния”, и даже сериалов (“Обмани меня”, и др)
Научитесь распознавать настоящие чувства других людей, наблюдая за их выражением лица или жестами. Зачастую люди говорят одно, а их лица говорят совсем о другом. Старайтесь быть более наблюдательным и обращать внимание на менее очевидные способы выражения эмоций других людей. Завести небольшой блокнот-шпаргалку, носить с собой, и время от времени проверять свои наблюдения.
Попросить близких друзей или одного «гуру EQ» об обратной связи. Задать вопрос: как люди чувствуют себя в моем присутствии? Нервничают, смеются, злятся, напрягаются. Что самые близкие думают о вашем эмоциональном воздействии. Человеку самому часто сложно осознать собственное воздействие, а близкие люди с радостью помогут в этом.
Искренность и открытость идут рука об руку, если дело касается эмоционального интеллекта. Недостаток открытости - это признак слабого эмоционального интеллекта. Когда ваш разум открыт для понимания сути конфликта и внутреннего самоанализа, вам будет легче справиться с возникшей ситуацией, особенно если вы спокойны, и уверены в своих силах. Вы поймете, что стали более открытым для окружающих, и у вас появятся новые возможности. Люди не будут бояться говорить с вамим честно, опасаясь бурных реакций.